Комитет по образованию Мингорисполкома
Управление образования администрации Первомайского района г. Минска

Государственное учреждение образования
«Ясли-сад №296 г.Минска»

Меню раздела

    Наши новости

    02.11.2017
    Вакцинация

    подробнее...

    03.11.2017
    Сбор макулатуры

    подробнее...

     

    Главная : Родителям : Особенности развития речи в раннем возрасте

           Ребенок начинает понимать обращенную к нему речь во второй половине первого года жизни. Он устанавливает связи между произносимыми словами (их звуковым образом) и предметами или собственными действиями. К 9-10 месяцам их количество может быть довольно значительным.

    Е.К.Каверина отмечает, что накопление названий предметов происходит в следующем порядке: сначала усваивается понимание непосредственно окружающих ребенка вещей, затем имен взрослых и названий игрушек, изображений предметов одежды и, наконец, частей тела и лица. Быстро растет количество понимаемых слов в период от года до полутора лет, когда ребенок легко усваивает названия предметов. В период до двух лет количество таких слов возрастает еще более значительно. Ребенок понимает почти все слова, которые говорят ему взрослые относительно окружающих предметов.

         Особый интерес представляет развитие понимание ребенком различных поручений, названий действий и инструкций к их выполнению. Такое понимание проходит в своем формировании несколько стадий соответственно обучению и усвоению действий: 1) отсутствие реакции или неадекватная реакция; 2) правильное выполнение действия; 3) усложнение действия или его модификация.

               Понимание инструкций является одним из важнейших условий формирования своеобразных отношений ребенка и взрослого, обнаруживающих в их совместной деятельности. Инструкция взрослого организует протекание предметных действий ребенка. Поэтому развитие у ребенка понимания речи на втором году жизни играет важнейшую роль при усвоении им способа действия с предметами.

    На третьм году жизни понимание речи ребенком и возрастает по объему, и качественно изменяется. Дети в возрасте 2-3 лет могут понимать не только речь взрослого, направленную на организацию их практических действий, но и речь-рассказ.  

     

    Развитие собственной речи от года до трех.

     

    Сроки начала интенсивного роста активного словаря, появления первых двух- и трехсловных предложений, возникновения вопросов, обращенных к взрослым, зависят в первую очередь от характера отношений взрослого и ребенка, от особенностей общения между ними.

    При правильных условиях воспитания (достаточное общение ребенка со взрослым, стимуляция у ребенка обращения к более дифференцированной активной речи) резкий перелом в развитии речи ребенка обычно происходит в начале второй половины второго года жизни. Предложения, конструируемые ребенком в этом возрасте, существенно отличаются от предложений, употребляемых взрослыми, именно неизменностью входящих в их состав отдельных слов. Связи между словами сведены к двум типам: субъект и его действие («дядя стучит», «кукла плачет»), действие и объект   действия или место действия («дай булку»). 

    Конец второго года знаменует начало нового этапа в развитии речи. Основным его содержанием является усвоение грамматической структуры предложений.

    Третий год жизни характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой активности ребенка. Запоминание стихов и сказок является важным источником развития речи. Словарный запас при правильной педагогической работе с детьми 1200 – 1500 слов к концу третьего года. В словарном составе встречаются почти все части речи; среди предложений встречаются основные их типы, включая сложные бессоюзные и союзные предложения.

    В отношении усвоения грамматического строя русского языка   в раннем детстве ясно обозначаются два периода (по данным А.Н.Гвоздеву)

    Первый период – от1 года 3 мес. до 1 года 10 мес. это период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде. В этот период отчетливо выделяются две стадии: а) стадия однословного предложения (1 год 3 мес. – 1 год 8 мес.) и б) стадия предложений, состоящих из нескольких слов, главным образом двухсловные предложения.

    Второй период – от 1 года 10 мес до 3 лет. Этот период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. В пределах этого периода намечаются три стадии: а) стадия формирования первых форм (1год 10 мес. – 2 года 3 мес.); б) сталия использования флексивной системы русского языка для выражения синтаксических связей (2 года 1 мес. – 2 года 3 мес.); в) стадия усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений.

               Так в период от 2 лет 4 мес до 2 лет 6 мес отмечается появление первых сложных предложений. Однако в этот период в речи ребенка редко встречаются сложные предложения, части которых соединены союзами. Начиная с 2 лет 6 мес и до 3 лет ребенок овладевает употреблением целого ряда союзов. По наблюдениям А.Н.Гвоздева, за этот период времени встречаются такие союзы: и, а, а то, когда, только, значит, потому что, где, чтобы, зато, который, какой. Из общего количества союзов, употребление которых отмечено у детей до 7 лет, в период до 3 лет усваивается около 40 % (из 39 усваивается 15 союзов).

    Таким образом, уже в пределах диалогической формы речь ребенка приобретает довольно связный характер и позволяет выражать ребенку многие отношения.

                К трем годам ребенок овладевает почти всеми падежами и всеми предметными отношениями, которые с их помощью выражаются, 'Го, что именно падежные формы, выражающие предметные отношении, так интенсивно усваиваются в раннем детстве, объясняется характером деятельности ребенка, в процессе которой происходит овладение способами употребления предметов. Важно отметить, что раньше всего (до 2 лет 2 мес.) усваиваются речевые формы, обозначающие отношения объекта действия, орудия, цели, отношения лица, к которому направляется движение, отношения совместности действия. Все эти категории прямо связаны с предметным содержанием деятельности ребенка и с тем, что она производится вместе со взрослыми.

             Как   подчеркивал И. П. Павлов, что слово является таким же реальным раздражителем, как и всякий другой. С самых первых моментов овладения языком слово предстоит перед ребенком прежде всего своей звуковой стороной. Именно со звуковой стороной речи ребенок прежде всего имеет дело, когда учится понимать первые слова, а тем более — когда учится их произносить. Вся та колоссальная работа, которую проделывает ребенок, научаясь отличать одно слово от другого, есть прежде всего работа над звуковой стороной языка.

                Есть все основания полагать, что именно звуковая сторона языка очень рано становится предметом деятельности и практического познания ребенка. Сравнительно рано формируется и связь грамматических значений, отражающих реальные предметные отношения, с изменениями звуковой формы слова. Формирование этой связи на очень ранних этапах усвоения языка происходит по законам образования стереотипов. Так, при овладении творительным падежом в значении орудийности вначале наблюдается установление шаблонных форм, при которых орудийность всегда представлена в одной грамматической форме — с окончанием на ом («-ножам.», «ложком», «лопатом» и т. п.); установившаяся связь окончания со значением орудийности приобретает широко иррадиированный характер.

                В дальнейшем под влиянием практики речевого общения этот стереотип начинает изменяться, появляются новые формы выражения грамматического отношения: окончание ой в творительном падеже. Эта новая связь, генерализуясь, подчиняет себе прежний стереотип и начинает господствовать над первой (теперь доминирует окончание ой). Впоследствии происходит дифференцирование этих отношений, в результате которого функции стереотипов разграничиваются. Для того чтобы возник такой стереотип, необходимо образование первичной временной связи между значением той или иной грамматической категории и ее звуковым выражением.

     

    Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 296 г. Минска»