Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Азы речевого общения

Ребенок не говорит. Что делать? С чего начать?

Журнал "Минская школа сегодня" №11/2018

С первой секунды появления ребенка на свет включается в работу  механизм закономерного развития психики, одним из принципов которого является взаимовлияния структуры и функции:  существует двусторонняя связь структуры психических процессов и их функций, структуры центральной нервной системы, включающей головной и спинной мозг, и её функций. Л. С. Выгоцкий писал, что  развитие мозга идет путем наращивания пластов и надстройки новых уровней над старыми. Старый уровень переходит в новый, существует в нем, создавая его базис, работает под управлением постоянно появляющихся высших уровней организации мозга.

Психическое развитие – сложный и непрерывный процесс, который характеризуется определенными возрастными периодами.

В каждый возрастной период генетическая программа развития мозга и его психических функций может быть реализована только при выполнении необходимых условий:

- предшествующие этапы развития должны быть пройдены полноценно, последовательно и своевременно;

- для ребенка должны быть обеспечены стимулирующие социальные условия для развития (развивающая среда);

- должны быть максимально устранены последствия пренатальных, натальных и постнатальных повреждающих факторов, препятствующих или тормозящих психическое развитие ребенка.

Однако бывает, что различные обстоятельства препятствуют своевременному и полноценному созреванию психических процессов, присущих определенному возрастному  периоду.  Родители не придают серьезного значения некоторым «пробелам» в развитии малыша. Подобные мелочи накапливаются и становятся заметны родителям, только когда к трем годам речевое развитие  ребенок не  соответствует возрасту.  С чего же начать работу с детьми, когда  методы «повтори» не работают? Начинать надо с самого начала! Поскольку речь – это сложный  процесс, в котором задействованы все психические структуры, «научить» говорить невозможно. Необходимо создать условия (развивающую среду) при которых ребенок осознанно  последовательно и полноценно  проработает все виды деятельности (реализует все функции), присущие процессу созревания определенных структур психики. Коррекционная работа похожа на перестройку дома, когда, независимо от причины нарушения,  надо разрушить всё до фундамента, т.е. вернуться к моменту рождения ребенка, и начать строить кирпичик за кирпичиком новое структурно-функциональное «здание».

Ниже приведена таблица соответствия направлений коррекционной работы раннему развитию ребенка.

В левой части представлено развитие ребенка от рождения до трех лет по периодам созревания ЦНС, в правой – коррекционная работа, повторяющая те же виды деятельности, но  на сознательном уровне. Звездочкой помечены упражнения из пособия Т.В. Башинской, Т.В. Пятница «Как превратить неговорящего ребенка в «болтуна»». *-раздел -  «Звук», ** - раздел «Слог», *** - раздел «Слово», **** - раздел «Фраза».

 

Возрастной период

Развитие ребенка от рождения до трех лет по периодам созревания ЦНС

Коррекционная работа с ребенком после трех лет

От 0 до 0,5 месяцев

Движения рук и ног без перемещения туловища

Крик новорожденного и плач. Хватательный   рефлекс

Световой рефлекс. Зажмуривание  при дуновении в глазки. 2-3 нед. -  Появляется конвергенция (сведение) глаз, но взор на предмете остановить трудно. Рефлекс вздрагивания при резком звуке. Рефлекс Бабинского (двигательная реакция стопы на прикосновение).

«Звук как носитель информации». Цель. Сформировать умение   произносить любой  звук в момент  любого движения.

Формируем  положительную Я-концепцию, представление о том, что ребенок – это самостоятельная личность.  Совмещаем указующий на себя жест с имитацией слова «Я».  Учим просить, сжимая пальцы в кулак, издавая любой звук, имитируя слово «Дай».

Учим передвигаться в пространстве быстро и медленно;  бегать, прыгать, размахивать руками, рисовать  на вертикальной поверхности большого формата любые линии,  сопровождая   активные движения    любыми звуками, смехом, радостным криком.

Слушать музыку: двигаться пока звучит, садиться – если остановилась.

Воспитываем толерантное отношение к прикосновениям педагога.

*«Я», «Мяч», «Спрячь меня», «Быстро, медленно», «Лошадка». 

0,5 –

2,5 месяцев

Ползание на животе в положении «лицом вниз».

 Условный рефлекс (вестибюлярный) на положение для кормления.

 Поворот головы на звук игрушки.  «Гуление» как проявление  «комплекса оживления».  Жизненно важное отпускание, разжимание пальцев.

Контурное восприятие – зрительное сосредоточение.

 «Комплекс оживления». Конвергенция обоих глаз – незначительная задержка взора на предмете. Слежение за предметом на расстоянии от 1-1,5 метров доходя до 2-4 метров. Поворот головы в сторону источника света.

Защитная реакция на угрожающие звуки (крик)

Слуховое сосредоточение на звуке звонка или детской дудки, ориентировочный рефлекс на голос взрослого

Оценка жизненно важных ощущений (горячее-холодное; острое, колючее – мягкое, пушистое).

«Звук как носитель информации». Цель. Сформировать умение  произносить заданный звук в момент заданного движения.

Учим бросать мяч, камешки, воздушные шары  с максимальным размахом,  совмещать бросок с любым громким звуком,  смехом, возгласом. На вертикальной поверхности большого формата учим рисовать многочисленные круговые линии со звуком «Уууу» и вертикальные отрывистые со звуком «А». Учим петь  доступные звуки, повышая и понижая голос, сопровождая   движениями рук вверх и вниз. Воспроизводим игровые движения с имитирующими громкими и тихими звуками. Учим чередовать  состояние  напряжения и расслабления рук, ног, сопровождая эмоциональными возгласами.

Учим осознавать вертикальность своего тела, понимать расположение частей тела вверху и внизу.

Учим находить место прикосновения к своему телу; понимать принадлежность себе своих частей тела.

Учим следить за движением педагога и осознанно подражать.

Вырабатываем единичную двигательную (недифференцированную) реакцию на  звуковой сигнал.

*«Индейцы», «Шарик»,  «Филин». «Силачи»,  «Дождь и ветер», «Колыбельная»,  «Потерялся», «Поцелуйчики», «Хэй, привет!», «Потягушки», «Зарядка».

2,5 –

7 месяцев

 Самостоятельный переход из положения лежа в положение сидя.  Двигательный рефлекс на зрительный раздражитель. Конвергенция обоих глаз –  слежение за предметом на расстоянии 7 метров.

Движение рук импульсивные, не связанные с предметом. Единичное, отдельное, повторное похлопывание рукой без зрительного контроля.

Ощупывание своих рук,  ощупывание пеленок и одеяла, удерживание, передвижение рук по одеялу.

Направление движения рук к предмету, его ощупывание. Притягивание к себе случайно задетого предмета.

Хватание – акт зрительно-двигательной координации.

Слежение за предметом, движущимся по кругу. Различение деталей в пределах конфигурации. слежение за предметом в своей руке. Выделяет мать из окружающих взрослых. 

Выделяет  голос  матери среди других. Нарочитое отбрасывание предмета на пол, чтобы вызвать звук. Различение музыкальных тонов.

Возникновение ощущений, отражающих появление или исчезновение предмета.

Создание значащих звуков «лепет». Сам снимает еду губами с ложки.

Ползание на четвереньках.

 

«Звук как носитель информации».Цель. Сформировать умение  произносить несколько заданных звуков в момент заданных движений.

Учим выполнять несколько единичных движений, сопровождающихся одинаковыми звукоподражаниями. Потом серии одинаковых движений с пропеванием доступных звуков в заданном темпе. Выполнять упражнения на сжимание и разжимание пальцев рук, сопровождая словами. «Дай», «На». 

Учим следить за движением рук при рисовании заданных линий на вертикальной поверхности большого формата, сопровождая звуками «Аааааа», «Ууууу».

Выполнять по подражанию разнообразные активные движения руками, сопровождая единичными доступными звуками. Следить за «полетом» игрушки в своей руке. Играть и петь на музыкальных инструментах.  Вырабатываем разную двигательную реакцию (прыжки, хлопки) на звук разных инструментов, подражая голосом их звучанию (ду-ду-ду, ля-ля-ля).

Учим захватывать и выбрасывать предметы со звуками,  имитирующими напряжение и расслабление.

 Перемещать руки по собственному телу, по вертикальной поверхности вверх и вниз с произнесением доступных высоких и низких звуков 

Выбрасывать мелкие предметы  вверх с радостными возгласами, следить за их траекторией.

Формируем понимание объемности своего тела, находим и называем доступными звуками части, расположенные впереди и сзади тела. Учим вытягивать руки, двигаться  вперед-назад.  Учим озвучивать результат действий - отыскиваем мелкие предметы в  пространстве, в коробках, в песке с имитацией слов «есть», «нет», «тут», «вот».

Фиксируем внимание на органах артикуляции, выполняя простые движения.

Играем в догонялки на четвереньках.

*«Огород»,  «Корова». «Детские ножки». «День, ночь». «Дождь», «Ветер». «Едем на лошадке», «Пианино», «Летающие игрушки», «Цапля», «Кот». «Салют», «Лошадка»,  «Отыщи игрушку», «Зеркало».

7 –

12 месяцев

Корковая противопозиция на одной из рук: акт хватания с противопоставлением большого пальца к остальным. Самостоятельно садиться,  встает,  держась за опору. Играют со взрослым.

Возникновение повторных и цепных движений.

 «Ладушки», «Пока»  устанавливает связь между действием и результатом.

Привлекают звуками взрослого к игре или просят о помощи. В речи постепенно появляются от 1 до 16 «слов», в виде звукоподражаний, слов-корней.

 Понимание фразы из  двух слов. Выполнение заученных движений при назывании их взрослым. Выполнение элементарных поручений по словесной инструкции взрослого. Прекращения действия по словесной инструкции «нельзя». Понимает10-20 слов

Соотнесение части с целым предметом.  Различения пространственных соотношений предметов (в, на, под, за, над). Дифференцирование предметов по их частям.  

Конвергенция зрения, приводящая к простому пониманию глубины. Различает основные цвета,

формы.

 Тактильное понимание объемности предметов.

Возможность направления движения предметов в  определенную сторону. Ходьба, при которой руки  на высоте плеча или выше.

 

  «Слог как носитель  информации». Цель. Сформировать умение   совмещать заданный слог  с заданным  движением.

Закрепляем представления о себе как о самостоятельной личности. Определяем, что ребенок умеет делать САМ.

Учим четко произносить звуки в слоге (в1-м, в 2-) в течение нескольких повторов.

Узнавать действие по звучанию (шаги, хлопки, шлепки) и воспроизводить их со звукоподражанием.

Учим различать понятия «1 - много», воспроизводить единичные и множественные простые звукоподражания с соответствующим количеством движений. Учим контролировать количество элементов при рисовании на вертикальной поверхности большого формата. Формируем представления о единичности и множественности частей тела.

Закладываем представление о времени на основе  чередующихся  действий (педагог-ребенок): парные движения, сопровождающиеся произнесением  одинаковых слогов;  серии из 3-х одинаковых слогов с хлопками или шагами;  серии из 2-х различных слогов с одинаковыми движениями.

Выражать просьбу 2-мя. 3-мя жестами и доступными словами: «Дай пить», «Дай мне пить». Просьбу о помощи словом из 3-х слогов, отхлопывая каждый слог: «По-мо-ги»

Учим проговаривать серии слогов сопровождающихся рисованием определенных линий.

Учим проговаривать фразы из 3-х словожестов.

Формируем понимание взаиморасположения частей тела по вертикали. Выделяем и озвучиваем названия частей тела.

Учим оценивать и выражать в доступной форме результат действия с предметом (попал, не попал, нашел, не нашел,  старался).  

Учим подбирать «слова» к ощущениям.

 **»Сам», «Зеркало», «Кто приехал?», «Что я сделала?» «Кап, буль», «Один, много», «Угадай что звучало?», «Кто, как поет?», «Паровоз», «Наши птицы», «Ёжик с барабаном», «Скачет лягушонок», «Дождь, ветер, пузыри», «Найди картинку», «Я вижу..», «Выше, ниже», «Жираф», «Колючки, скрипучки», «Молодец!».

 

12-

18 месяцев

Ходьба, при которой руки свободны от первичной роли баланса

 От 10 до 25 слов речи и фразы из двух слов.Первый период – 1 год 3 мес – 1год 10 мес. Предложения однословные, потом двусловные, состоят из аморфных слов-корней, употребляемые в  неизменном виде. Понимание  слов и соотнесение слов с предметами  в следующем порядке: -окружающие ребенка вещи; - имена взрослых и название игрушек;

- изображения окружающих  предметов, - частей тела, лица. Понимание обращенной  речи из двух-трех фраз, включающих  10-25 слов.

Понимание инструкций в последовательности: -отсутствие реакции или неадекватная реакция; -правильное выполнение действий; -усложнение действия или его модификация.

Корковая противопозиция двусторонняя и одновременная.

Манипуляция двумя предметами одновременно,  Разделение функций рук – правая – активная , левая – поддерживающая.  

Нахождение различий у похожих, но разных простых визуальных символов

Соотнесение размера с отверстием, соотнесение предметов по цвету.

Тактильная дифференциация похожих, но разных предметов

 

«Слово как носитель  информации». Цель. Научить подбирать и использовать

движения для  стимуляции собственной речи.

Учим выражать просьбу о помощи словом «по-мо-ги», отхлопывая каждый слог. Расширяем представления о себе, определяя личностную принадлежность игрушек, родственников, предметов обихода, частей тела, лица, определяя словами «У меня есть..»

Учим произносить слова из 2-х, 3-х открытых слогов, выполняя поочередные движения руками или ногами на каждый слог. Учим проговаривать слова из 3-х звуков (3-го типа), разделяя одно движение на две контролируемые части: воТ,  Вот.

Учим проговаривать слова со стечением согласных звуков,  разделяя одно движение на две контролируемые части: С-нег, С-бил.

Учим воспроизводить различные серии движений, с проговариванием соответствующих серий слогов.

Формируем чувство ритма и рифмы, договривая фразы.

Формируем  понимание единичности и парности частей тела, учим произносить слова «один», «одна», «одно», «два», «две».

Упражняем в разгибании, загибании пальцев левой руки пальцами правой руки с проговариванием слогов.

Учим совмещать рисование деталей лица с проговариванием их названий.

Изучаем свойства предметов, подбираем слова и жесты к их обозначению. Сравниваем предметы по отдельным  признакам (цвет, величина,   осязание, вкус,  форма), связывая их словом «как».

Обыгрываем наречия, передающие признак  движения (быстро, медленно, прямо, мимо).

Формируем количественные представления «2».

Учим рассказывать  стихи с жестами.

*** «Помоги», «У меня», «Зимушка», «Котик», «Поезд». «Новые кроссовки», «На дворе», «У кого какая песня», «Моя семья», «Лицо», «Большой, маленький», «Высокий, низкий», «Короткий, длинный», «Мимо», «Урожай», «Елочка», «Поезд».

 

18-

36 месяцев

Понимание и использование 2000 слов, коротких предложений.Формирование грамматических категорий и их внешнего выражения: А) формирование первых форм. Б) использование флексивной системы  языка для выражения синтаксических связей. Появление первых сложных предложений без союзов. В) усвоение служебных слов для выражения синтаксических отношений.   Предложения с союзами (15 союзов из 39) Речь – средство воспитания. Понимание падежных форм выражающих предметные отношения, понимание предлогов.

 Понимают не только инструктивную речь, но и речь-рассказ.

Понимание  понятий, обобщающих предметы повседневной деятельности.   Ходьба и бег по

перекрестной модели в полной мере.

Преодоление  препятствий с распределение нагрузки на руки, ноги; последовательности перемещения рук, ног, головы, туловища. 

Возникает «личное» действие, к которому ребенок относится как к им лично произведенному действию.

 

 

 «Фраза как носитель информации».     Цель.  Увеличить количество  единиц речи на единицу движения.

Побуждаем к выражению просьбы полной фразой, подкрепленной жестом. Учим выражать свои желания словами «я хочу», «я не хочу». Воспитываем понимание того, что от качества речи зависит качество общения. Воспитываем уверенность в своих речевых возможностях, подбираем слова, позитивно характеризующие личность.

Обыгрываем антонимы, выраженные разными частями речи.

Учим понимать и правильно использовать местоимения при обращении к сверстникам и взрослым.

Учим понимать и использовать служебные части речи на основе ощущений, используя вспомогательные жесты. Формируем суффиксальное словообразование на основе названий детенышей (сначала множественное число, потом единственное).

Разучиваем диалоги как имитирующие бытовые ситуации. 

Формируем слоговую структуру трехсложных слов на основе последовательных действий, хлопков, шагов.

Учим проговаривать слова со стечением согласных звуков, выполняя вспомогательные движения («захватывая» звук в кулак (с-пят), «разводя» по разным слогам (мыш-ка). 

Формируем слоговую структуру фразы на основе последовательных стимулирующих действий. Формируем смысловую структуру фразы и грамматические категории на основе  последовательных имитирующих  действий, на основе рисования.

Учим решать текстовые задачи, формируем количественные представления на основе изучения телесной схемы.

Формируем количественные представления в пределах 3, количественный счет в пределах 5.

****«Помоги», «Молодец», «Я хочу», «Самый, самый», «Малыши»,  «Умылся?», «Яма», «На прогулку», «И», «С», «Как»,  «Зима», «Тюлени», «Топотушки», «По грибы», «Помощница»,  «Я рисую дом», «Весёлый человечек».

 

В результате проведенной работы ребенок выходит на 2-3 уровень речевого развития, при котором речь становиться средством полноценного общения. Невозможно заранее запрограммировать время «восстановительных» работ с каждым конкретным ребенком. С одним ребенком этот путь проходят за 2 года, с другим за 5-6. Это зависит от очень многих факторов. Но лучше затратить большее количество времени на отработку основных элементов сразу, чем  опять возвращаться на нулевую отметку.

Разделы сайта