Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Здоровое питание

        Рациональное питание - необходимое условие гармоничного роста, физического и нервно-психического развития ребенка, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.

Насильственное кормление часто приводит либо к ухудшению аппетита (возникает отвращение к определённым блюдам, а иногда и к еде вообще), либо к систематическому перееданию.

Родители, которые не заботятся о рациональном питании ребенка, если вовремя и разумно не направляют его привычки и вкусы, они ставят под удар нормальное развитие организма, а значит, здоровье и характер своего чада. Этих и других неблагоприятных последствий можно избежать, если помнить о следующем.

1.  Ребенок - существо социальное, его потребности и интересы всегда связаны с взрослым. Именно он дает образец отношения к той или иной стороне действительности, в частности к приёму пищи, вкусовым предпочтениям. Для ребенка наиболее близким человеком, образцом для подражания является мать. С ней он чаще общается, с ней делится впечатлениями, к ней больше, чем к остальным членам семьи, прислушивается. Oтцы в иерархии межличностных отношений ребенка занимают, как правило, второе место.

Следовательно, степень влияния матери и отца, на воспитание вкусовых привычек, как положительных, так и отрицательных, намного выше, чем других взрослых (бабушек, дедушек, нянь). Малыши впечатлительны, доверчивы и внушаемы. Не следует в их присутствии говорить, что они ничего не едят, или мало едят, или привередливы в еде, - этим родители сами подают пример излишней «разборчивости в пище», что крайне отрицательно влияет на аппетит ребёнка. Порой неоправданное беспокойство взрослых, подчеркнутое внимание к тому, сколько ребёнок съел, уговоры съесть ещё что-нибудь, либо отсутствие должного контроля за приёмом пищи (ребенок ест что хочет и сколько хочет) приводят к установлению таких условно-рефлекторных механизмов психической деятельности, которые способствуют формированию гипертрофированно излишней потребности в пище, а она рано или поздно станет причиной нарушения обмена веществ.

2.  Еще одна ошибка родителей заключается в том, что они легко соглашаются с нежеланием ребёнка есть то или иное блюдо («Я не хочу, не люблю, это невкусно» - такую реакцию может вызвать новый продукт или блюдо) или разрешают употреблять неоправданно больше количество пищи, уступая капризам сына или дочери («Я хочу еще булочки, я хочу много-премного картошки»).

            Но если вы проявите должный такт и терпение, возьмете за правило убеждать ребёнка, объясняя необходимость, полезность тех или иных продуктов питания, развивая вкус к пище, осознанную мотивацию к питанию (почему надо съедать именно столько пищи), то проблемы будут практически преодолены.

3. Помните: любое действие, любой поступок имеют мотив или причину. Попытайтесь докопаться до истоков плохого аппетита или чрезмерного «увлечения» едой.

Если малыш систематически отказывается от еды, страдает плохим аппетитом, можно предположить недомогание. Переедание также свидетельствует о нездоровье. В этом случае требуется консультация специалиста.

Часто жалобы родителей на плохой аппетит у ребенка неоправданны. Например, он отказывается от обеда, так как на завтрак получил достаточно калорийную пищу - что ж, обед можно перенести на более позднее время.

Давайте ребенку еду только в том количестве, которое он с аппетитом и без ущерба для здоровья съедает. Уговоры, запугивания, обещания («Если съешь (не будешь много есть) куплю...», «Ешь, а то собачка съест», «Если не будешь есть, то не пойдешь на прогулку»), а также отвлечения (игрушки, чтение книг, игры-забавы), к которым прибегают родители, заставляя ребенка съесть всю порцию, вредно отражаются на его характере.

4. Крайне отрицательно влияют на аппетит грубые ошибки, допускаемые родителями в процессе формирования культуры поведения ребенка за столом, например одергивания: «Не чавкай! Как ты держишь вилку? Не кроши, у тебя не руки, а крюки» и т.д. Они способны только испортить жизнерадостное настроение и аппетит ребенка. Вера в его потенциальные возможности, дружелюбный тон общения - вот условия успешного воспитания культуры приема пищи.

5. Несомненно, формированию должного аппетита способствует развитие навыков самостоятельности, культуры еды. Чем увереннее и легче ребенок владеет ложкой, вилкой, ножом, тем меньше затруднений у него вызывает еда, тем легче он с ней справляется. От взрослого требуются терпение, уважение к ребенку, понимание того, что овладение данными навыками – дело времени. Ловкость, аккуратность приходят не сразу. На третьем году ребенок должен научиться правильно пользоваться ложкой, салфеткой, на четвертом - вилкой, на пятом - ножом.

6. Приучая ребенка к полной и красивой сервировке стола (удобная посуда, сменяемая после каждого блюда; скатерть и салфетки), вы одновременно решаете задачу воспитания положительного отношения к еде.

7. Ребенок должен разумно и эмоционально положительно относиться к процессу приема пищи. Осознанность и приятное предвкушение пищи «готовят» организм к тому, чтобы она была усвоена с пользой. В связи с этим родители могут загадывать загадки о продуктах питания, проводить беседы о здоровой пище, создавать проблемные ситуации.

По материалам журнала «Дошкольное воспитание»

Разделы сайта