Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Межличностные отношения в группе сверстников в условиях интегрированного обучения и воспитания

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ.

Дрик Каролина Дмитриевна, учитель-дефектолог яслей-сада № 296 г. Минск

Журнал "Минская школа сегодня" № 6/2018

Налаживание межличностных отношений в настоящее время является наиболее актуальным и значимым для изучения интеграционных процессов в обучении и воспитании детей с ОПФР. Отношение к ребенку с особенностями может стать существенным барьером, препятствующим осуществлению полноценной образовательной интеграции и инклюзии. Проблема толерантного отношения и оптимизации межличностных отношений остро встает именно в детском саду, когда изменяется социальная ситуация развития ребенка, происходит включение малыша с особенностями развития в иную систему деятельности, а процессы социального восприятия находятся в стадии формирования.

Интеграция и высшая ее ступень - инклюзия в системе образования, по мнению Коноплевой А.Н и Лещинской Т.Л, означает создание единого образовательного пространства, сближение общего и специального образования, обучение детей с особенностями психофизического развития в условиях, максимально приближенных к обычной среде, с наименьшими ограничениями. Интегрированное обучение рассматривается как обучение и воспитание детей особенностями в развитии «в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися сверстниками»

Для полноценного личностного становления дети с особенностями развития нуждаются в реализации потребности в общении. Общение со здоровыми сверстниками - одна из ступеней социальной адаптации ребенка с отклонениями в развитии. Межличностное взаимодействие со сверстниками способствует раскрытию личностного потенциала ребенка, самовыражению, раскрепощению, усвоение моральных норм и способов поведения в коллективе и обществе [3].

В реальных ситуациях, с которыми ежедневно сталкиваются дети с особенностями, общение со сверстниками часто приводит к непониманию, неприятию и отвержению ребенка. Как результат, низкая самооценка, неуверенность в себе, высокий уровень тревожности и несформированные коммуникативные навыки. Вместе с тем, у детей с особенностями появляется желание избегать ситуаций взаимодействия, нежелание обращаться за помощью и стремление ограничить контакты с окружающим его враждебным миром.

Помимо наличия первичного дефекта в развитии, у ребенка появляется особый «социальный вывих», связанный с неспособностью выполнять в обществе социальные роли, посильные для здоровых людей [1].

Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения[2]. А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев отмечали, что межличностное взаимодействие - это система избирательных связей человека с другими людьми. Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский рассматривали межличностные отношения как взаимоотражение. По мнению исследователей, залогом прочных межличностных отношений является взаимный обмен - каждый из партнеров вкладывает в формирующийся альянс определенные ресурсы (эмоциональные, интеллектуальные, материальные и т. д.) и, в свою очередь, рассчитывает получить определенное вознаграждение или отдачу, от чего зависит жизненная самоудовлетворенность человека.

Через межличностные отношения и общение ребенок опосредованно включается в систему общественных отношений. Он непосредственно, а не только через межличностные отношения и общение, становится частью разнообразных общественных отношений, их носителем. Отбор партнеров для общения и выполнения какой-либо деятельности - сложный процесс и зависит как от общей атмосферы в группе учреждения образования, так и от психологических особенностей детей [4].

В плоскости анализа отношения педагогов к детям с ОПФР проблема межличностных отношений в интеграционном пространстве рассматривается в работах Т.В.Фуряевой. По мнению исследователя, педагоги нередко интолерантно относятся к «особым» детям. В связи с этим, одной из центральных задач является формирование педагогической толерантности, т. е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, иных форм поведения.

Проблема неприятия сверстниками детей с особенностями развития анализируется в работах Х.Мюллера-Колленберга, который отмечает наличие негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества обучения и воспитания детей данной категории.

Дети с особенностями психофизического развития могут испытывать информационный голод во взаимоотношениях с нормально развивающимися детьми из-за незнания последними личностных и индивидуальных особенностей своих сверстников, имеющих определенные отклонения. «Симптомами» нарушения взаимоотношений в группе сверстников являются: повышенная тревожность в общении, негативный характер общего эмоционального фона взаимоотношений, проявление агрессии, нетерпимости, возбудимости. Можно предположить, что нарушения взаимоотношений будет наблюдаться только в первоначальный период совместного обучения и воспитания, в дальнейшем взаимоотношения наладятся. Но трудности взаимоотношений, носящий скрытый характер, может проявляться и в последующем. Устранение его возможно только при планомерной и системной работе педагогов.

Межличностные отношения в интегрированной группе обучения и воспитания требуют внимательного отношения со стороны специалистов: педагогов и психологов. Психологическое и педагогическое сопровождение ребенка с особенностями в интегрированной группе, прежде всего, направлено на создание атмосферы психологической безопасности, которая характеризуется доброжелательностью, принятием, отсутствием оценочных суждений, готовности к поддержке.

Позитивное отношение между детьми с особенностями и их здоровыми сверстниками должно складываться не только в ходе совместных занятий, но и на совместных мероприятиях, в которых происходят неформальные контакты и взаимодействия. Формируются основы эмпатийного поведения, как со стороны обычных сверстников, их родителей, так и со стороны семьи, воспитывающей ребенка с ОПФР, самого ребенка с особенностями развития.

Психологическое и «дефектологическое» сопровождение процесса интеграции включает цикл мероприятий, направленных на формирование толерантного отношения к детям с ОПФР со стороны нормально развивающихся сверстников, развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы самих детей с особенностями развития, стимулирование педагогов к созданию положительной атмосферы в детском коллективе.

О важности психологической подготовки «особого» ребёнка к интегрированному обучению и воспитанию писали многие исследователи. В своей работе Пальмов О. И, Мухамедрахимов Р. Ж и др., выделяют критерии готовности ребёнка к переводу (поступлению) в группу интеграции:

·Общество других детей не приводит ребёнка к дистрессу.

·В обществе сверстников демонстрирует способность к параллельной игре.

·Ребёнок использует некоторые навыки самообслуживания.

·Ребёнок может формировать доверительные отношения с другим взрослым.

Специалисты отмечают, что и систематическая ранняя педагогическая помощь ребенку в условиях семьи с вовлечением родителей в процесс коррекционной и педагогической работы позволяет не только вывести на новый качественный уровень процесс развития ребенка, но и в значительной степени определяет процесс интеграции в общество ребенка с ОПФР [5].

Работа по изучению межличностных отношений в группе интегрированного обучения и воспитания начала проводиться мною не только на теоретическом уровне, но и на практическом. В результате взаимодействия с педагогами и родителями, были определены условия и требования для успешных межличностных отношений, а также, немаловажно, успешной адаптации детей с ОПФР в условиях группы интегрированного обучения и воспитания:

-создание комфортной и безопасной среды для всех присутствующих в группе детей с ОПФР;

-создание психологического комфорта в группе;

-создание неформальных ситуаций общения;

-создание непринужденных дружеских отношений;

-принятие ребенка, в первую очередь, родителями, таким, какой он есть.

Данные условия учитывались при подборе и создании упражнений на преодоление барьеров и стереотипов в отношении детей (людей) с ОПФР (Приложение), а также будут учтываться при дальнейшей разработке комплекса занятий по адаптации и налаживанию межличностных отношений детей с ОПФР в коллективе нормально развивающихся сверстников.

Таким образом, непременным показателем успешности межличностных отношений в детском коллективе является, с одной стороны, психологическая безопасность ребенка с ОПФР, которая складывается из безусловного принятия и эмпатического понимания его со стороны воспитателей, других специалистов и сверстников, признание его независимо от выраженности психофизического нарушения в развитии, и от успехов в получении знаний. С другой стороны, готовность и желание сверстников к общению и взаимодействию, участию в жизни ребенка с особенностями, стремлению к помощи и поддержке.

 

Список использованных источников:

1.Выготский Л.С. Основы дефектологии/ М., Просвещение, 1995.

2.Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007.

3.Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями / А.Н. Коноплева [и др.]; науч. ред. Т.Л.Лещинская - Минск: НИО, 2005.

  1. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. - Киев:"Лыбидь", 2009.- 192 с.
  2. Специальная педагогика: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др. - М.: Издательский центр "Академия". - 2000) 167с.

  

Приложение

Комплекс упражнений на преодоление барьеров и стереотипов в отношении детей (людей) с ОПФР (для воспитателей групп интегрированного обучения и воспитания)

Упражнение 1. «Просьба»

Цель: формировать представления детей об «особенных» людях с нарушениями речи

Оборудование: бумага, карандаши

Один участник берет на себя роль человека, который не может говорить. Его задача попросить о чем-то у других без слов (жесты, мимика, рисунок). Воспитатель загадывает ему то, о чем он должен попросить у остальных детей. Все участники отгадывают просьбу

Примеры просьбы (пить, есть, играть, одеться и т.д)

Упражнение 2. «Найди не глядя»

Цель: формировать представления детей об «особенных» людях с нарушениями зрения

Оборудование: коробка, пуговицы, повязка для глаз (платок), пуговицы разных размеров и формы

На столе коробка с пуговицами. Участники берут на себя по очереди роль человека, который не видит (воспитатель завязывает глаза детям). Задача: выбрать среди пуговиц только большие или маленькие, круглые или треугольные, железные или деревянные и т.д

Упражнение 3. «Прислушайся»

Цель: формировать представления детей об «особенных» людях с нарушениями слуха

Оборудование: запись детских песен

По команде воспитателя все дети закрывают уши ладошками, воспитатель включает запись известной песни на минимальной громкости. Дети угадывают, что звучало.

 

Упражнение 4. «Волшебные варежки»

Цель: формировать представления детей об «особенных» людях с нарушениями движения

Оборудование: варежки, коробка с фасолью и горохом, два стакана

Воспитатель предлагает детям варежки и коробки со смешанным горохом и фасолью. Задача: разделить по стаканчикам фасоль и горох, перекладывая их в перчатках.

Упражнение 5. «Змейка»

Цель: формировать представления детей об «особенных» людях с нарушениями движения

Дети передвигаются сидя на попе, без помощи рук, от одного места к другому по просьбе воспитателя

Упражнение 6. «Эти легкие трудные задачки»

Цель: формировать представления детей об «особенных» людях с нарушениями интеллекта

Оборудование: карточки с вопросами для воспитателя

Перечень вопросов:

А) кто тяжелее: слон или мышь?

Б) трава ест корову или короба есть траву?

В) кто больше: котенок или кот?

Г) после осени идет зима, а после зимы?

Д) Дима ударил Ваню, кто драчун?

(варианты любых вопросов с однозначным и очевидным ответом)

Упражнение 7. «Наоборот»

Цель: формировать представления детей об «особенных» людях с нарушениями эмоций и поведения

Воспитатель предлагает детям показать «радость-грусть», «смех-плач». На слово воспитателя дети должны отреагировать противоположной эмоцией (воспитатель говорит слово «радость» дети показывают мимикой грусть и т.д).

Разделы сайта